Bach

Антон Батагов. БАХ. Концерт

23 апреля 2024 | 20:00
Антон Батагов. БАХ
К 100-летию со дня рождения Татьяны Петровны Николаевой

Концерт в уже ставшем традиционным для Антона Батагов месте - камерном пространстве кафе "Фонтанка - 69".

Партита №4 ре мажор BWV 828
Ouverture
Allemande
Courante
Aria
Sarabande
Menuet
Gigue
Партита №6 ми минор BWV 830
Toccata
Allemande
Corrente
Air
Sarabande
Tempo di gavotta
Gigue
Jesus bleibet meine Freude (Иисусе, упование мое)
из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben ("Сердце и уста и деяния и жизнь")
BWV 147
_
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Концерт идет без антракта

Завораживающее переживание. Сенсационное мастерство.
Закройте глаза – и позвольте себе отправиться в путешествие.
У Батагова мы имеем дело уже не с Партитами. Ноты, подвешенные в пространстве, которые
теперь существуют сами по себе в преображенном виде. Время замирает. Или проходит
сквозь нас вместе со странными и в то же время такими знакомыми звуками Иоганна
Себастьяна Баха. Хотя все эти ноты звучат в правильном порядке, они разбиваются,
преломляются, восстанавливаются, абстрагируются и возрождаются. Не раз возникает
слуховой образ "Эйнштейна на пляже";. Не случайно Батагов записал произведения Филипа
Гласса с "печатью одобрения" композитора.
Журнал Forbes, США
_
"Батагов взорвал всю структуру и фактуру Партит, расщепил их на атомы. После "большого
 взрыва", когда начисто  исчезает танцевальность, в  нашем  присутствии сотворяется новая
вселенная, купол которой все равно Бах.";
Из программы Радио России "Барочная практика"

_
Авторский комментарий
Я смотрю в ноты, на которых написано Bach. Я не знаю, как Бах хотел это слышать. Вряд ли
мы имеем право в XXI веке говорить, что мы знаем, как надо играть Баха в "аутентичной"
манере. Поэтому я не претендую на историческую достоверность. Мне хочется, оставаясь
там, где я есть – здесь и сейчас – постараться услышать то, что давно уже обессмыслилось в
бесконечном потоке потребления.
Хочется играть Баха так, чтобы эти звуки не промелькнули мимо, как мелькает всё, что
окружает нас. Хочется рассматривать этот кристалл с разных сторон, проживая одну жизнь
разными путями. Темпы в основном медленные, но дело даже не в темпах. Каждый звук
возникает спонтанно, как будто это импровизация, обнаруживая в себе другую
выразительность, другой смысл, как оживают детали изображения под увеличительным
стеклом. В музыке Баха содержится весь наш постмодернизм, весь наш минимализм, а также
джаз, рок и многое другое.
Интересно, что музыка Партит не имеет практически никакой связи с "танцевальными"
названиями частей. Бах воспользовался привычной для того времени формой – сюитой из
танцев – и наполнил эту форму совершенно другим содержанием. Ре-мажорная Партита –
мистерия Рождества Христова. Ми-минорная – самые настоящие Страсти, только без слов.
Рядом с этими двумя Партитами мне показалось уместным сыграть хорал Jesus bleibet meine
Freude ("Иисусе, упование мое") из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben("Сердце и
уста и деяния и жизнь"). Нет необходимости объяснять, о чем всё это.
Каждая нота, каждая интонация, каждый аккорд музыки Баха несут в себе ту правду, рядом с
которой всё остальное – несущественно, поэтому звучит она бескомпромиссно и порой даже
беспощадно, несмотря на ослепительную красоту. Нет такого пути к свету, который не
пролегал бы через Голгофу.
Антон Батагов
 

Место проведения:

"Фонтанка - 69"

Гастрохаб на набережной Фонтанки, 69, в двух шагах от БДТ. Внутри сразу несколько проектов, включая кафе "Собутыльники" с отличным роялем и регулярными концертными программами самых знаменитых исполнителей страны.