Антон Батагов. ОКЕАН САНСАРА. Сольный концерт. Премьера альбома
Рок-н-рОльга [Батагов, 2021]
Музыкальный момент фа минор, op.94 No. 3 / D 780 [Шуберт, 1823]
Вдох выдох: ми минор [Батагов, 2005, редакция 2022]
Прелюдия до минор, BWV 847 [Бах, 1722]
Чакона ля минор [Батагов, 2021]
Снова, как прежде, один [Чайковский, 1893 / Батагов, 2022]
Океан Сансара [Батагов, 2006, редакция 2022]
Прелюдия си минор, op. 32 No. 10 [Рахманинов, 1910]
Музыка для декабря [версия для фортепиано соло] [Батагов, 1993 / 2022]
Прелюдия до мажор, BWV 846 [Бах, 1722]
Продолжительность: 1 час 20 минут. Концерт идет без антракта.
Авторский комментарий
Этот альбом я записал в августе 2022 года.
Раньше я никогда не смешивал в одном альбоме свою музыку и музыку классиков. А теперь вот решился. Так или иначе, я всегда был и "исполнителем", и "композитором". Мои "интерпретации" классики всегда звучали, скажем так, странно (по сравнению с тем, как "полагается" играть), а в моих собственных вещах всегда есть эхо исполнительского опыта.
Но теперь каждому звуку приходится прокладывать дорогу сквозь невозможность говорить музыкой и говорить вообще. Всё, что казалось важным и имеющим значение, обессмыслилось. И невозможно продолжать заниматься искусством так, как будто "всё нормально".
Маршрут альбома идет сквозь "хрестоматийные" классические вещи и вещи мои собственные через всю мою жизнь – от тех времён, когда мама, посадив маленького меня на колени лицом к клавиатуре и положив мои руки поверх своих, играла мне эти прелюдии Баха (собственно, так я и "вошел в музыку") – и до настоящего момента. От "Музыки для декабря" (1993) до "Чаконы ля минор" (2021). От фа-минорного "Музыкального момента" Шуберта до самого последнего романса Чайковского ("Снова, как прежде, один") в моей транскрипции для фортепиано соло.
Одиннадцать треков альбома – как разрозненные страницы, выброшенные на берег океана Сансара и попавшие кому-то в руки. Попытка понять, какая между ними связь, как и зачем всё это было, и что будет теперь. Если на этой планете кто-то вообще уцелеет, то не факт, что возникнет желание и возможность послушать музыку. Но на всякий случай пусть этот альбом существует.
Рок-н-рОльга
Эту вещь я написал в 2021 году по просьбе пианистки и композитора Ольги Ивановой. Она хотела сделать программу для концерта и альбома, состоящую из ноктюрнов разных авторов, и попросила коллег-композиторов написать для неё по ноктюрну. Как известно, ноктюрны XIX века – это нечто "пейзажное", лирическое, иногда трагическое, и, как правило, с красивой мелодией. XX век привнёс новые краски. XXI век всё соединил и убрал кавычки, понаставленные постмодернистами. Я подумал, что молодая, красивая и успешная леди, сочиняющая "академическую" музыку и выступающая с фортепианными концертами, вполне вероятно, ночью может захотеть пойти в клуб послушать нечто совсем другое и потанцевать. И я написал вещь под названием "Рок-н-рОльга". Такой вот ноктюрн.
Вдох выдох: ми минор
Эта пьеса (2005) – главная тема фильма Ивана Дыховичного "Вдох выдох". В саундтреке фильма она существовала в двух вариантах – "громком" и "тихом". Недавно я сделал новую редакцию тихого варианта. Именно она и вошла в этот альбом.
Чакона ля минор
Написана в 2021 году по заказу нью-йоркского фестиваля Bang on a Can. Чакона – не название, а форма: простая аккордовая секвенция и много вариаций, в которых на базе этих аккордов строятся всевозможные фактуры, мелодии, и всё что угодно. В барочные времена это была одна из самых распространенных форм. Ну а для "минималиста" чакона – абсолютно родное явление, потому что именно такие принципы и лежат в основе "минималистских" методов композиции.
Океан Сансара
Эта вещь появилась в 2006 году в качестве вступительной темы для альбома "Ежедневная практика", придуманного и записанного мною вместе с ламой Сонамом Дордже (ламой Олегом). Сансару традиционно называют океаном горя, океаном печали, океаном слез. В 2022 году я сделал фортепианную версию "Океана Сансара".
Музыка для декабря
Декабрь 1993 года. Отсюда и название. Это была музыка для сэмплерных инструментов. Через несколько дней после того, как я закончил запись, я познакомился с Иваном Дыховичным. Он искал композитора для нового фильма. Мы встретились, он послушал эту вещь и сказал: "Вот это и будет музыка для фильма". И получилось так, что название музыки стало названием фильма. А мы с Иваном дружили и сотрудничали 16 лет – вплоть до его смерти. В 2022 году я сделал версию "Музыки для декабря" для фортепиано соло.
О сочинениях классиков, вошедших в альбом, писать не буду: они вряд ли нуждаются в моих словах.
АБ
___________________
Антон Батагов – композитор, пианист, звукорежиссер. Одна из самых значительных и культовых фигур в мире новой классики.
Еще в конце 80-х выпускник Московской консерватории и лауреат международных конкурсов был первооткрывателем авангарда для широкой аудитории, в 90-е – арт-директором легендарного международного фестиваля авангардной музыки "Альтернатива", а его саундтреки стали недосягаемым образцом минималистской музыки для нового авторского кино и телевидения. В XXI веке он уже признан как один из "живых классиков" новой музыки, а его новаторский подход к исполнению старинной и классической музыки не имеет аналогов. В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями “сочинение” и “исполнение”, и любые пласты звуковой культуры – от древних ритуальных практик до рок/поп-музыки и виртуальных технологий – органично сплетаются в единое целое.
В 1997 году Батагов отказался от концертных выступлений. Следующие 12 лет прошли в студийном затворничестве: новые сочинения, записи, саундтреки, музыка для крупнейших телеканалов.
В 2009 году он вернулся на сцену. "Возвращение Антона Батагова на сцену стало событием: самой музыке словно вернулось утраченное общественное значение" (Ведомости). Батагов играет уникальные сольные концертные программы, выступает в крупнейших залах России, Европы и Америки, сотрудничает с такими артистами, как Филип Гласс, Люсинда Чайлдс, Теодор Курентзис, Владимир Юровский, Борис Гребенщиков, Янгчен Лхамо. Новые альбомы Батагова и премьеры его сочинений каждый раз становятся знаковыми событиями. Его дискография насчитывает около 60 альбомов. О его творчестве пишут музыковедческие статьи и диссертации. Некорректно говорить, что Батагов пересекает эстетические границы: их попросту нет.
"Антон Батагов – мистик за роялем. Наполовину шаман, наполовину шоумен. Под его пальцами открывается другой мир, другой уровень энергии духа, другой способ слушания". (Time out New York)
"Батагов переворачивает наши представления о том, что такое концерт фортепианной музыки" (The Gathering note).
"Его игра выходит за пределы материального мира" (Crescendo magazine).
www.batagov.com
(Фото - Ира Полярная)